Что такое писательский талант

books-1155565_960_720Итак, что есть талант? В словари за точным определением не лезу, пишу свои дилетантские соображения.

Талант — это способность творить, которая некоторым дается просто так, по факту рождения. Как цвет глаз или форма ушей.

Ничего не нужно делать талантливому писателю, надо лишь до тетрадки с ручкой лениво дотянуться и шедевр сам собой родится.
Многие из вас думают: «талантлив ли я» и искренне скорбят по поводу того, что вам таланта не досталось. Хотя на самом деле вы этого доподлинно не знаете.

Вполне вероятно, что он есть. Но круто подавлен. Возможно, вы ОДИН раз в своей жизни дотянулись до пера. Давно было, уже и не помните, наверное, подробностей. Но помните, как получили словесный (или реальный) подзатыльник от рассерженной мамы, которой вообще-то нужна помощь по дому.

Или словили снисходительное «мда, не Лев Толстой» от учительницы по литературе. Или гогот одноклассников при прочтении вашего сочинения вслух. И все. Рука отдернулась, а ярлык «бездарность» был приклеен навек. Вами же, себе же.

А теперь давайте вспомним Моцарта.

Которому папа дал возможность уже в 4 года заниматься на клавесине. Которого таскали по дворам с концертами и всячески поощряли. Да, гений ярчайший, игнорировать его было невозможно.

Но что, если бы в три года маленький Амадейчик услышал от маменьки что-то типа «убери руки от инструмента, я на нем только что пыль протерла!». Что, если бы папа его поверил словам тех, кто сказал бы: «Святый Боже, герр Моцарт, ваш сын бездарность, отправьте его в юнкеры, больше толка будет». И если бы (ну вдруг!) тогда не было принято умиляться хорошеньким маленьким мальчикам за клавишными…

Так вот первое, что я бы хотела вам донести: если вы уверены в том, что таланта у вас 100% нет. Если вы убеждены, что даже самого маленького талантика вам не обломилось. То стоит интереса ради вспомнить, а как оно было-то, в нежном-то возрасте. Возможно, ваш гений просто был зарезан на корню и не имел шансов реализоваться.

f_13

Кроме искры Божьей, известные таланты прошлого были одарены еще и наставниками. Которые заставляли заниматься днями и ночами, пить-есть не давали, пока мастерство отроком отточено не будет. В спорте, музыке или живописи такие примеры на слуху….

А есть ли истории про то, как рОстили будущих авторов?

Есть ли у вас информация о том, что над кем-то из известных романистов, в детстве стояла с розгой маменька, и велела ярче выписывать характер героя. В моей картине мира таких примеров нет.

Зато масса примеров того, как неокрепшие таланты начинали что-то творить. Писать прозу, стихи, сказки… Но в силу так и не вошли, потому что не было давления, которое бы вынуждало становиться лучше. Не было надзора, муштры и принуждения к труду. Возможно, была похвала, и даже гордость, и полное признание. То есть пряник — в ассортименте. Но кнута, увы, не было. И веры в то, что выйдет толк — тоже.

Я знаю это по себе, я вижу это у учениц. Одна за другой рассказывают, как начинали что-то писать еще в школе, а потом забрасывали. Хотя получалось неплохо, хотя даже хвалили. И причина явно не в том, что не хватило таланта к писательству или настойчивости и упорства.

Мне жаль, в юности нам с вами не досталось

добрых и строгих наставников.

Что не хватило проводников. Которые бы не только говорили «молодец» на нашу идею написать книгу или стать журалистом-путешественником. А мягко понуждали к работе. Спрашивали бы ежедневно о количестве написанных строк и разбирали бы текст до последних запятых. Ставили цели и доводили до успеха.

Возможно, такие и существуют. В спецшколах или при ВУЗах. Возможно и есть центры развития юных авторов. Но мне о них неизвестно. В моем опыте — только растерянные взрослые, которые вдруг ощущают желание писать и не понимают, откуда это, и что теперь делать…

notebook-1289212_960_720

Как понять что это — талант или блажь?

Мой предмет изучения — обычные люди, бОльшей частью женского полу, что сейчас мучаются вопросом — а талантлива ли я, или прекратить мучения, пока совсем не опозорилась.

Сейчас я хочу дать один простой инструмент, дабы понять — а то, что в вас сейчас теплится, это талант, или блажь?

  • Вы ЭТО делали в детстве, и хорошо, потом перестали.
  • Регулярные (!) мысли об ЭТОМ вызывают у вас повторяющуюся физическую реакцию. Слегка кружится голова, появляется чувство сдавленности в груди. Эйфория, напополам с ужасом. Затем тоска и сильная подавленность.
  • Периодически у вас появляется шанс ЭТО реализовать. Приходят предложения от знакомых, написать что-то для их сайта, или хотя бы открыточку подписать для тети Нади. Вы наталкиваетесь на информации о конкурсах или открытых марафонах с призами.
  • Когда вы занимаетесь ЭТИМ, вы испытываете восторг и счастье. Не ощущаете время и забываете о проблемах.

Блажью я называю желания, которые возникают и пропадают, и воспоминания о них не причиняют боли. Ну, например, прошлым летом, пока восстанавливалась после аварии, я брала уроки вокала. Просто так, потому что было время.

И да, мечталось о сцене — просто потому, что мечтать люблю. Прекратила, когда забрала ребенка от бабы-деды, и забыла о страсти, как будто ее и не было. Хотя ведь в музыкалке училась, и вроде как способность есть. Но не талант.

Талант, други моя, это боль. Если у вас не болит — то таланта нет. Все. Закольцовывая мысль, хочу сказать, что гении — это люди, которым было больнее всего. Я им не завидую. Потому что я знаю, что такое эта боль нереализованного таланта. И боюсь представить, какие муки выпадают на долю гениев.

typewriter-1031317_960_720

Писательство – это ремесло.

Для нас с вами талант, это способность создавать прекрасные творческие вещи легко, и сразу на высоком уровне. По сути, когда люди говорят: «у меня нет таланта», это означает: «мне трудно, мне тяжело, я делаю это медленно, и у меня не рождается ничего супер-пупер-фееричного».

И в этот момент я хочу напомнить, что качество рождается с количеством. Что писательство – это ремесло. Чем больше вы напишите слов, тем лучше эти слова будут складываться у вас в предложения. Вот и все. А жалобы на бесталанность как раз таки чаще мы слышим от новичков.

Однако ж, я рассказывала уже сто-пятьсот раз, о том, что я сама начала писать только в 28 лет, до этого упорно отмахиваясь от всех комплиментов в адрес моих писем и ответов на форумах (соцсетей-то не было еще).

Я тогда уже напрочь забыла детскую мечту о журналистике и, когда меня уже приперли к стенке и заставили писать, я пошла на натуральный риск. Я согласилась, теряя сознание от страха и мыслей «мамочки-что-я-делаю!». Я не верила в талант, мне просто очень хотелось… для справки, я и сейчас в свой талант не верю. Просто у меня было ооооооооооооочень много практики.

И кстати, я ненавижу читать статьи, написанные мною 8-7-5 лет назад. Мне кажется, они кошмарны. Возможно и этот текст через пару лет я буду перечитывать с отвращением.

Но я отвлеклась. Допустим, вы упорно трудитесь день за днем, но шедевра так и не выходит. Гениального произведения, от прочтения которого рыдают счастливыми слезами боги на Олимпе – не родилось.

А что появилось взамен?

То, что называется добротная проза. То, что называется качественный текст. Такой, который содержит полезную информацию, в нем есть ценное содержание, он полезен, решает конкретные задачи и вполне сносен к прочтению.

Он развлекает или помогает читателю понять что-то новое про себя и про жизнь. Текст, в котором много уважения к читателю. Этот текст достаточно грамотен, но при этом в нем есть жизнь. В нем можно прочитать характер и мнение автора. В нем есть позиция и смысл.

92H
Мне глубоко претит идея того, что если Господь вас в маковку не поцеловал, то вы не имеете права писать. Даже если вы, гипотетически, никогда не напишите книгу, которая перевернет мир, никогда не напишите сценарий, по которому будет снят блокбастер с миллиардным бюджетом, ну и что?

Если вы просто будете вести блог, который будут читать 500 человек народу, и эти 500 человек будут получать ценные рекомендации для улучшения своей повседневной жизни. Или они будут просто улыбаться и чувствовать себя чуточку счастливее. Этого что, мало? 500 человек, блин, это полный зал Дворца Культуры.

А самый главный человек в этой массовке – это вы. Потому что все это делается только ради того, чтобы ощутить себя живой и творящей личностью. Пусть и не мега-гениальной.

Достойны ли вы того, чтобы быть живой?

Задайте себе вопрос именно в этой формулировке и прилушайтесь к ощущениям. Эмоциональные наркоманы типа меня выпадут в экстаз от нагрянувшей душевной драмы.

Прочие просто перестанут напрягаться из-за того, как оценивается их творчество по шкале гениальности и пойдут делать то, что доставляет удовольствие. А там уж время рассудит.

 

 

Ваше имя Email

Вам может быть интересно:

17 комментариев

  1. Спасибо за статью! Прониклась и «заболело». А Вы говорите,в талант не верите. И зря! Ещё раз спасибо!

  2. Аня, привет! ЗдОровская статья! ты как будто подсмотрела мой эпизод из детства. Меня классе во 2-м осенило писать стихи. И выродила я (буквально вскакивая ночью и записывая пришедшие рифмы) стих про войну, вот прям на разрыв души, и длинный такой. И так мне захотелось поделиться с миром своим творением, что отправила его в газету»Пионерская правда», высшая детская инстанция по тем временам. Чего-то там про себя ещё написала, все это втайне от всех. И вот месяца через три приходит мне ответ. Почему-то на адрес школы. И вот стою посреди класса, руки трясутся, конверт распечатала… А там красивое такое письмо на красивом бланке. Следующего содержания:»дорогая Яна! Ты пишешь стихи подражательные(эту фразу помню точно)….что-то ещё тра-та-та… Наш тебе совет-займись лучше прозой». Реакцию 8-ми летнего ребёнка, так любившего свой выстраданный в ночи стих, представьте.Все. Стихов я больше не писала. Да и до прозы дело не дошло. Но мои сочинения всегда были лучшими в классе. А сейчас я на твоём курсе «Писать интересно»)))))

    1. Вот это да… оказывается, не только родители могут убить инициативу на корню, но даже и такая, казалось бы, серьезная газета, которая должна, по идее, хоть немного быть знакомой с психологией детской. Да, сильно во время нашего советского детства было вот это течение — усовершенствовать, посоветовать, улучшить. И правда говорят, что надо хвалить детей за то, что получается, а не искать недостатки во всех их инициативах. ну конечно, если хочешь, чтобы их таланты раскрылись, а не погибли. Или раньше этого не знали даже в Пионерской правде?

    2. Ох, и у меня такое было! Мне тоже говорили, что я подражаю, и это тоже надолго оттолкнуло от творчества. Хотя вот сейчас думаю, а что в этом плохого на первых порах? Вот художники, например, именно так и учатся, перерисовывают знаменитые картины, в одном стиле порисуют, в другом, а потом свой собственный найдут. Может быть, с текстом всё по-другому, но я сомневаюсь…

    3. Удушила бы редактора газеты «Пионерская правда» своими руками.
      А ты удивительно сильная! Продолжать стремиться к мечте несмотря на такие «экспертные» оценки. Может и стихи вернутся, кто знает? Я начала писать на Утренних страницах, сама того не заметив. Хотя как-раз таки к поэзии совершенно равнодушна была.

    4. Яна, у меня такая- же история!!! С «пионерской правдой»! Я ее забыла, а, прочитав твой комментарий, вспомнила! Даже бланк помню, с каким-то логотипом в углу, и почерк, кажется, помню…

  3. Я счастливая, похоже — меня не отталкивали))) Расхолаживали в другом: «Этим на жизнь не заработаешь». Хорошо, что не остановили: и писала, и пишу, и буду, именно потому что болит и голова кружится, это ты, Аня, в точку просто! И даже зарабатывается понемногу, разными путями.
    Спасибо за напоминание, что писательство — это ремесло! Ничто не рождается с первого раза, ни шедевр, ни клякса. Точнее, иногда рождается, но только после того, как измараешь простыни бумаги или вордовских листов. Больше практики, девушки. Аня, спасибо за вдохновение!

  4. Спасибо, Аня. Вопрос в конце статьи невероятный. Спасибо за этот вопрос. Как ты права!

  5. Анна, восхищаюсь вашим умением складывать слова в предложения. И действительно «утренние страницы» творят чудеса! Мои регулярные тренировки тоже дают свои плоды. Мысли правда пока ещё цепляются за буквы, но потенциал просвечивает. Сегодня в ресторане, ко мне подошёл хозяин и попросил написать первый отзыв в его новую книгу. Сказал, что всё время видит меня с блокнотом и ручкой, поэтому обратился. Уверен, что с моей лёгкой руки, дело пойдёт ещё лучше)))…Раньше я бы написала скромную благодарность. Сейчас горжусь текстом на всю страницу, формата А4. И ведь писала легко и с удовольствием. Всего-то с 27 июня на курсе))) Что же дальше? Чувствую себя живой и творящей. Просто наставник очень душевный. Спасибо вам, за позитивную и вдохновляющую ауру!

  6. Драматический экстаз!!!Брава!Спасибо
    И знаете,что интересно?!Как эта вся добротная проза будет греть душу))!И надеюсь,не одну!

  7. А я….не знаю меня что то тянет к писателям современным, люблю на автографах-сессиях получать автографы авторов, они мне почему то кажутся такими неземными людьми, которые смогли написать книжку! Они смогли! И завидно даже, и одновременно восхищение! Сочинения в школе не писала, не умела раскрывать тему, и первое самостоятельное сочинение я написала только на выпускном экзамене, ведь ж некому мне помочь! :))) как то написала помнится на 5/4 🙂 это была маленькая личная победа! :))) и мама почему то мне между делом говорит:напиши книгу! Моя мама как общественный деятель, в 55 лет стала публиковать свои статьи за деньги в газетах! И публикуют ж, хотя курсов не заканчивала и т.д.

  8. Спасибо, Анна! Я бы сказала даже «БРАВО!» Такая побуждающая статья, такой волшебный пинок, что как-то яснеет в мозгу и зуд появляется взяться за клавиатуру, а ведь частенько откладывала по разным причинам и неверие в талант, и внутренние ограничения, и банальная усталость, и отсутствие цели. А еще отсутствие наставника побуждающего садиться и писать, писать, писать… Я вспоминаю, как на курсе, вы с Катей отличное задание придумали, писать 18 дней подряд. И ведь писала и я и другие писали и теперь понимаю, что получалось, что-то лучше, что-то сыровато, но писалось и моглось. Значит права ты 1000% не хватает волевого усилия и понимания, что Писателями не рождаются, а становятся. Спасибо!!! И снова здравствуйте, мой дорогой внутренний Писатель — пойду писать… Всем удачи:)

  9. У меня трясучка! Я вообще сейчас на все, что связано с текстами так реагирую, «Путь художника» читаю и рыдаю. Плачу вместе с моим новорожденным художником! Выиграла в Инстаграмме марафон по сказкам — писалось само! А приз — редакторский разбор! Меня переполняют эмоции! Я на февраль нацелена на курс«Писать интересно»!

  10. До трепета внутри, до дрожи, до мурашек. Хочется вернуться назад, прожить заново свой «отрезок» пути, но по-другому. И хочется измениться, глядя на себя со стороны. Спасибо.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *