Аванс за тексты. Брать или не брать?

2Писать статьи на заказ — это не только про работу с текстом. Это еще и про клиента, про договоренности, про деньги и про правила. И опять про деньги, например, про аванс. Брать или не брать аванс, а если брать — то как и когда? А что сказать? А если заказчик не согласится? На все эти болезненные вопросы отвечает моя ученица и куратор мастер-группы Вика Семенова. За год честного фриланса Виктория получила ценный опыт обращения с гонорарами, которым и спешит поделиться с вами в этой статье. Читайте, если собираетесь заработать на написании статей.

Часто перед копирайтерами становится вопрос: просить или не просить аванс у клиента? Если вы решаете «не просить» и думаете, что таким образом сохраняете доверительные отношения с клиентом — читайте о том, в чем сила аванса и какими важными преимуществами он обладает.

Зачем брать аванс?
На первый взгляд, ответ лежит на поверхности.
Конечно за тем, чтобы обезопасить себя. Предоплата или аванс — это некая гарантия того, что ваши усилия и ваше время будут оплачены. Хотя бы минимально.

Теперь посмотрим с другой стороны. Со стороны заказчика.
Аванс — это прекрасная возможность дисциплинировать его.
Иногда заказчик не может выбрать между двумя или даже большим количеством авторов. Его не связывают никакие обязательства или договорные отношения.
Он просто дает задания всем подряд и выбирает лучший вариант. И этим лучшим вариантом вполне вероятно можете оказаться не вы.

Для того, чтобы помочь заказчику определиться, фрилансер просит аванс. И заказчик понимает, что либо он сейчас выбирает работать с этим человеком, либо перестает морочить вам голову.

dengi1

 

Аванс расставляет все точки над ё
Похожая ситуация, когда заказчику нравитесь вы и ваши тексты. Но, например, вы упомянули, что у вас не очень много опыта в данной сфере. И тем самым заставили заказчика усомниться, а справитесь ли вы с поставленной задачей.

В этом случае аванс — это отличный способ помочь ему принять решение — готов ли он работать с вами? Или будет продолжать присматриваться к вам?

Если заказчик платит вам аванс — это как минимум гарантия того, что он берет на себя ответственность за свой выбор и принимает вас как копирайтера, который сможет справиться с поставленной задачей.

В ситуации, когда заказчик упирается всеми конечностями и заявляет, что платить аванс не может / не хочет / не успевает / не считает нужным и так далее — задайте себе один вопрос: а как он будет себя вести при окончательном расчете?

И тут вступает в игру ваша собственная ответственность: вы готовы принять такое отношение к себе? Вы готовы работать с человеком, который не ценит ваши условия? Вы готовы сражаться за оплату выполненной работы в случае чего?

PUBLISHED by Catsmob.com
PUBLISHED by Catsmob.com

Аванс — экономит ваше время
Ведь как часто бывает — заказчик сам не знает, чего хочет. Он хочет, чтобы «было красиво». И он готов шлифовать и дорабатывать текст бесконечно долго, особенно если сроки не поджимают.

Договариваясь об авансе, вы изначально устанавливаете свои правила игры. Вы говорите, что готовы внести две, в крайнем случае, три доработки текста и на этом ваша работа будет окончена.

Аванс — показывает ваш профессионализм
Знаете, кто никогда не просит аванс?
Не уверенные в себе или своих способностях авторы: а вдруг заказчик откажется или вообще заказ отменит за такую наглость!

Повышать собственную самооценку — это ключевая задача любого фрилансера, который хочет зарабатывать хорошие деньги.
Поэтому смело просите авансы. Пусть уж лучше отказ или конфликт случится на этом этапе, чем вы потратите две недели на подготовку и написание текста для заказчика, который придерется к лишней запятой и откажется его оплачивать.

sddefault

А как просить аванс у уже имеющихся клиентов?
Если вы никогда прежде не просили авансы, то проще, конечно, начинать с новым клиентом.
Пока вы присматриваетесь к друг другу и между вами не установлены негласные отношения, то заявить о том, что аванс это важная и непременная часть вашей работы, согласитесь, гораздо проще.

Если с клиентом отношения уже сложились — тогда разговор об авансе проще заводить с позиции каких-то новых условий.
Например, объявить клиенту, что вы прошли тренинг, повысили квалификацию и меняете цены на свои услуги. Но для него, любимого, прайс остается прежним, вот только вводится новое условие — аванс.

А если заказчик просит вернуть аванс?
Это возможно только в случае того, что он так и не выдал вам задание и вы так и не приступили к работе.
Если задание было выдано, установлены сроки и оговорены все детали, и тут заказчик опомнился и сказал, что текст больше не нужен — вы с чистой совестью можете не возвращать задаток. Но тут уже на ваше усмотрение.

Если же вы выполнили работу и уже после этого заказчик вдруг решил, что текст не нужен, он должен оплатить ваш заказ в полном объеме.

Без каких-либо письменных обязательств, вы конечно вряд ли сможете добиться от него оплаты и не сможете заработать на написании статей. Но как раз для таких случаев и нужны авансы. Которые хотя бы немного смягчат подобное поведение со стороны заказчика.

Аванс — брать или не брать?
К слову сказать, аванс — это не есть что-то обязательное в работе копирайтера. Вы можете и совсем не просить его у клиента, если уверены в нем и в том, что клиент всегда заплатит в срок и по вашему прайсу.
Здесь опять же зона вашей ответственности — это ваше время и ваши усилия.

И готовы ли вы в случае какого-то форсмажора потратить их в пустую? Что вам важнее, душевное спокойствие заказчика? Или гарантии вознаграждения за собственный труд? Пишите в комментариях!

Ваше имя Email

Вам может быть интересно:

8 комментариев

  1. Здравствуйте! Очень понравилась Ваша статья! Большое спасибо!
    Она оказалась максимально полезна для меня!
    И Ваше мнение я обязательно буду учитывать в работе с заказчиками, так как считаю, что Вы абсолютно правы. Лучшего плана и не придумать 🙂

  2. Полезная статья. Виктория, спасибо! Для многих людей попросить денег — это ооочень сложно. Тут и сомнения, и гордость и много еще чего. Я согласна, что нужно уважать себя, свое время и труд.

    1. Да, иногда сложно сделать первый шаг. Но если пройти через это — то открываются совершенно новые горизонты 🙂

  3. Вика, статья хорошая, спасибо. Прочёл пять раз, сделал пометки в блокноте в разделе «работа с заказчиками» =)
    На самом деле, новичкам неудобно просить аванс за свою работу. Кажется, что морально неудобно назначать сумму аванса заказчику, а вдруг спугнёшь или поставишь его в неловкое положение. А на деле сам боишься, потому что так воспитан и просить предоплату это айай как некрасиво, а что подумают другие и всё в этом роде.
    Да всё нормально — это рабочий процесс, бизнес, сотрудничество, да как хотите назовите. Как в любом деловом общении, в работе копирайтера и заказчика есть риски и есть возможности избежать эти риски. Аванс — это страховка и дисциплина. Страховка от своих страхов: а вдруг этот дяденька текст заберёт и не заплатит, а вдруг то, а вдруг сё. Дисциплина для себя — я получил задаток, я в работе, моё рабочее время оценено. Дисциплина для заказчика — не думаю, что заказчик просто так будет раскидываться деньгами.

    1. да, совершенно верно! самый главный самысл аванса — это отражение нашей собственной самооценки. Ценю ли я себя настолько, чтобы заявить или потребовать определенную сумму? как лакмусовая бумажка)))

  4. Лично для меня — очень полезная статья, пока еще с такой точки зрения аванс не рассматривала.

  5. Я предпочитаю зарабатывать, а не отрабатывать по этому не беру авансы. Так мне намного приятнее. Правда это не касается не проверенных заказчиков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *