Как писать истории

Рубрика Писательские техники

«Говори о том, что знаешь. Показывай, а не объясняй». Б.Вербер

 

История – это последовательность событий с точки зрения одного человека. Не будем касаться истории целых народов и государств, говорим исключительно о частном повествовании.

История может (или должна) быть:

Достоверной и убедительной

Не в смысле «правды» (см.выше), а в плане многогранного и многомерного описания реальности. Даже вымышленной. То есть если вы что-то рассказываете, то я должна увидеть краски, услышать звуки, почувствовать запахи. Для этого (смею надеяться) вы мне их опишете, не пожалев прилагательных и наречий.

Детальной

Поверхностные и пренебрежительно смазанные истории не оставляют впечатления, не запоминаются, не заставляют задуматься. Даже если вы взялись за эпохальную тему, оставьте место для пары мелких и подробных описаний алого атласного халата наложницы хана бахчисарайского, расшитого золотыми павлинами по краю широких рукавов, ниспадающих на щемяще-тонкие запястья юной азиатской девы.

Эмоциональной

Если история вызывает отклик, сопереживание, то это хорошая история. Хорошая история строится не только на убойных фактах (кончики пальцев наложницы перебирали курчавые волосы на голове любимого хана, стоящей ровным срезом на серебряном блюде), но и на образах (мысли девы уносили ее в ту пору, когда она была нежным птенчиком в грубом, но надежном родительском гнезде, и старшие братья кружили над ней гордыми и сильными орлами, отгоняя немигающим взглядом трусливых маралов, что мнили себя ее женихами).

Образной

Образность достигается метафорами, то есть иносказаниями. Подробнее о метафорах расскажу в отдельной статье.

 

Сюжет: завязка,  развитие, кульминация, катарсис, конец. 

Главный герой (или несколько) куда-то идут, что-то делают, получают результаты, офигевают от масштаба последствий, делают выводы, плетутся дальше, оступаются, встречаются и расстаются, попадают в водоворот политических событий, ломают ноготь и как-то потом с этим справляются. И так, желательно, несколько раз.

Кроме многоэтапности, в истории обязательно должны быть крутые повороты. И обломы. Трудности, препятствия, конфликты. Для этого у героя есть антагонист, а у судьбы – заготовленные удары.

Пример из мыльных опер

Не успела Марианна оклематься от измены Маурисио, как тут встретился Хосе Игнасио. Ну там, полсерии восторгов и надежд, но на финальных 3 секундах избранник тонет в пучине Верх-Исетского пруда, а у Марианны уже ипотека и подругам всем сказала, что он лучший из мужчин.

Главного героя можно мурыжить бесконечно долго. Но самое главное, что с каждым поворотом наш персонаж крепчает, мудреет, хорошеет и обрастает ценными артефактами. При этом сам, вероятно, не осознавая значимость последних. Истина раскрывается внезапно, на вздохе облегчения читателя, или проявляется в деталях. Хеппи-енд по желанию. Но можно обойтись и многомудрыми выводами и намеками на мультивариантность концовки.

 

ВАЖНО! История всегда субъективна.

Все, что вы видите, все, что вы описываете, все, что вы воспринимаете – это только ваше.

Стоя рядом с вами на перекрестке, глядя в одну с вами сторону, я увижу совершенно других людей, услышу другие звуки, почувствую другое. Свое. А вы – свое.

Любой сюжет может быть рассказан миллионами людей по-разному. Для нас с вами это значит, что у нас развязаны руки. Мы можем рассказывать свою историю КАК УГОДНО, не стремясь соответствовать никакой «исторической правде».

Но для того, чтобы ваша история казалась достоверной читателю, используйте твердые факты, раскрывайте профессиональные принципы работы, показывайте законы и правила сфер, в которых вы разбираетесь. 

Самый убедительный пример – романы Артура Хейли «Отель» и «Аэропорт». Человеческие судьбы в профессиональном контексте звучат особенно уязвимыми и вызывают большой интерес. Равно как и соприкосновение с целым неведомым миром отеля, аэропорта или даже тюрьмы.

Например: 

…Пишете фантастический роман и добавляете в него реальные данные о влиянии углерода на Землю.

…Рассказываете историю любви и включаете в нее описание закулисья мира моды. Меняете имена, названия, но правила, принципы и законы оставляете настоящие.

…В детективе придуманный убийца действует в декорациях настоящей районной поликлиники со всей ее непримиримой банальностью.

 

И ещё.

Опирайтесь на саму жизнь. На реальные события.

В вымышленной сцене описывайте свои реальные чувства. Вспоминайте настоящие декорации (запахи, цвета, интерьер и окружение) и помещайте в них придуманных людей.

Пошла, пришла, увидела, почувствовала, поняла.
Случилось, нагрянуло, осознала, было поздно.
Сделала, получилось, торжествовала.

…Вытерла руки об фартук, прочитала смс, и, потрясенная прочитанным признанием, стояла и роняла слезы в готовящийся борщ…

…Открыла книгу, и первая же фраза отозвалась воспоминанием вчерашней встречи. …Как жаль, что пирог не поднялся, и были не наточены ножи…

…Он обхватил мою шею руками и прижался всем голеньким телом. Сладкий запах сонного шестилетнего человека утешал и примирял с собственной болью. 

 

Ваша навек,
Анна Баганаева

 

Если вы хотите узнать еще больше о том, как писать истории, предлагаем посмотреть вебинар Анны Баганаевой «Сторителлинг. Как писать истории».


Истории цепляют внимание читателей и подталкивают их покупать ваши товары или услуги. Истории – источник комментариев и активности ваших подписчиков.

Вы узнаете, зачем в принципе писать истории. Что это даст вам лично и вашему проекту (блогу, бизнесу). Поймете, как читатели на самом деле воспринимают душевные откровения и компрометирующие факты. Научитесь технике безопасности начинающего блогера.

Два часа записи – для роста продаж в бизнесе, увеличения охвата блога и выстраивания теплых отношений с читателями.

0 комментариев

Добавить комментарий