Как реагировать на критику

21-050313-autoЧто бы вы не делали, критики находятся всегда. Мы выросли в обществе, в котором принято обращать внимание на недостатки, и игнорировать успехи. Мы выучились в системе, которая управляет людьми через страх наказания и отторжения. Так что если вокруг вас много критиков — будьте спокойны, все в порядке. Мир стабилен, никаких катастроф.  Впрочем, эта мысль не очень утешает в тот момент, когда рожденный из сердца и в муках текст разносится в пух и прах. Заказчиком, редактором, читателем, кем-то близким или совсем посторонним. Как реагировать на критику? Как вести себя, когда в душе поднимается агрессия или напротив, наваливается тоска и апатия?  Читайте дальше!

 Реакция внутренняя.

Для многих из нас собственные эмоции являются чем-то абсолютно неподконтрольным. Если уж меня нахлобучило стыдом и виной за то, что я бездарность, то я вся в этом. Если меня затопило обидой, то я буду в ней плавать, пока смерть не разлучит нас. На самом деле это вопрос выбора, и вы реально можете переключить свои негативные переживания, если просто мысленно скажете себе — «Это сейчас мне ни к чему, это мне не поможет, я разберусь с ситуацией, а потом уже пострадаю всласть». И в момент, когда на вас выливают ведро помоев, пардон, критики, вы включаете осознанность  Это не значит, что вам нужно задвинуть свои чувства куда подальше. Это значит, что вы к ним вернетесь, если захотите — но потом. А сейчас вам надо выдать адекватную реакцию на критику.

Сохраняйте спокойствие.

91197614_kakborotsyaskritikoyidobivatsyasvoego Если вы начнете кипятиться и доказывать критику, что он сам дурак, а текст у вас прекрасный вы добьетесь только усиления неприятия и негатива, теперь уже направленного на вас лично. Точно так же нет смысла оправдываться и приводить доводы в духе «ну я старался изо всех сил». Просто слушайте, что говорит вам человек -особенно,  если вы вынуждены его слушать.  Но слушайте внимательно, отлавливая конструктив.
И уверенно игнорируйте абстракции типа «это не то», » текст у вас безликий» или «вы совершенно не разобрались в вопросе». После первого потока мути а-ля «все плохо», критик скажет вам что именно его не устраивает. Вы удивитесь, но это может оказаться одно-единственное, неверно написанное, слово.
  Так что вы мягко, на настойчиво говорите : «Я вас услышал. Давайте конкретно посмотрим, что можно сделать. Какой именно фрагмент вас не устраивает и как его можно улучшить». То есть вы разворачиваетесь от эмоций сами, и разворачиваете клиента (если это клиент), начальника или кого-то другого, не менее важного.

Если критик — читатель, или коллега.

i (4)Алгоритм, по сути, тот же. С той разницей, что вы имеете полное право проигнорировать критику в принципе. А если уж решите на нее реагировать — то только и исключительно ради улучшения собственного результата, для повышения своего професиионализма.

Прислушайтесь, присмотритесь — что вы получаете в этот момент? Размытые фразы типа «это поток сознания, а не текст» или «так писали в 90-е»? Как пел «Несчастный случай» — «шо конкретно ты имела ввиду?». Может быть, вам повезет, и человек скажет, что ему не хватило убедительных примеров или начало было слишком затянутым. Тогда считайте, что вы получили пару ценных указаний в свою копилку, и будете их использовать на развитие.

Но если кроме как полу-оскорблений с намеками на вашу никчемность, вы ничего не получаете — в сад. В пень и в лес. Вежливо сворачиваете дискуссию и прощаетесь — возможно, навек.

Зачем они это делают?!

Существует только 2 вида критики — конструктивная и нет. Первая — это та, в которой вы можете что-то взять для себя. Вторая — унижает вас как личность, как автора и как профессионала. Каждый критик имеет свою собственную, явную или скрытую цель. Если он дает вам ценную обратную связь, то значит он желает вам добра и успеха. Если отрабатывает на вас свое остроумие — то самоутверждается, повышает собственную значимость в своих же глазах. Все. Других вариантов нет. А значит, ответ на вопрос — как реагировать на критику — может рождаться только из этого выбора. Кто вас критикует и зачем.

Впрочем, даже конструктивной критики может быть слишком много.

У человека могут быть по отношению к вам завышенные ожидания, которые порой смахивают на родительские. Здесь тоже не без примеси личного, поэтому спросите себя — какой сценарий отрабатывает этот человек сейчас? Кого он видит перед собой, вместо вас? Причем тут вы, вообще? И если можете изменить общение — измените. К примеру, я просто отказалась работать с одной заказчицей, ибо та обладала чрезмерным, на мой взгляд, перфекционизмом. И статьи возвращались на доработку по десятку раз. Когда мне стало очевидно, что так будет всегда, независимо от качества моего текста — я прекратила сотрудничество.

 Учитесь правильно критиковать сами.

Если вам приходится это делать по роду занятий, или вы понимаете, что так устроена ваша личность, то следите за тем, чтобы ваша собственная критика была конструктивной, выдержанной и не травмирующей чужую тонкую душевную организацию. Это, пожалуй, сложнее всего. Также, как сложно заставить замолчать внутреннего критика — самого сурового, жесткого, и увы — неизбежного. Но об этом мы поговорим в следующий раз.

Пишите в комментариях — а как вы реагируете на критику?

 

Ваше имя Email

Вам может быть интересно:

14 комментариев

  1. Я раньше очень остро реагировала на критику. Да и сейчас считаю всю непрошенную критику ненужной. Но это касается только близких людей, чьё мнение мне в общем важно. Близкие уже привыкли и не лечат меня, если я сама не спрашиваю их мнения.
    Публикации в сети не в счет, тут понятно, что раз уж опубликовала — будь готова к тому, что каждый может высказаться. И здесь я просто научилась не обращать внимания. Мой девиз: «Всем нравятся только котята»)) Так что если кому-то что-то не нравится или он считает по-другому — это даже хорошо! Больше дискуссий, больше комментов, больше активность)) Негодуйте на здоровье!))

    1. Елена, вы говорите об очень важной вещи! Критика должна быть только по запросу, это на самом деле так.

  2. Всё, что Вы пишите — верно. Однако очень трудно реагировать на разбушевавшегося критика, если эмоции зашкаливают. К сожалению, реакция зависит еще и от темперамента человека. Иногда просто молчать — безопасней, а иногда, если промолчать — сядут на голову насовсем — хоть на работе, хоть в семье…

    1. Елена, моя статья как раз о том, как перейти из ловушки крайностей «жертва» или «агрессор» и начать воспринимать критику адекватно, в первую очередь для себя самого. Управление эмоциями, разумеется, это отдельная песня, однако многократно было замечено, если успеть себя спросить «а мне обязательно сейчас обижаться?» — то накал страстей здорово снижается.

  3. Аня, клевая статья! 8)
    Положу в закладки и буду читать кажный раз, когда меня разносят. =-O
    Все же пока на автомате не получается пропускать критику мимо ушей, настроение портится. 🙁 Особенно когда слышишь от близких.

    1. Ирина, близкие, увы, критикуют нас только ради собственных интересов. Ради своей безопасности, выгоды и т.п. Даже если это якобы «для твоего блага» (( Так что надо учиться разделять мух и котлеты))

  4. лично я очень долго шла к той реакции,которая стала меня устраивать сейчас. я знаю,где я хороша,а где не очень. и я себя принимаю любой. но! если меня начинают пинать на ровном месте за мои продукты труда или еще что-то ,то я спокойно и даже с улыбкой говорю свой аргумент в ответ. потому что я знаю,что качество моей работы соответствует.
    как в известной песне Ваенги есть фраза «И придраться бы,да не к чему..».
    кстати, такие фишки,как эта строчка из песни — это как личный вариант сгладить внутри себя ситуацию, повысить свою энергетику или оказать себе самоподдержку.

    1. Высокая самооценка и уверенность в себе — лучшая защита от любой критики , это точно.
      А мне еще понравилась фраза из сериала «Аббатство Даунтон», где одна аристократка отвечает другой на критику (с едкой улыбочкой) — «вы всегда найдете, что улучшить» . Так, как если бы сказала «Свинья всегда грязь найдет» )

  5. Анна, еще вспомнилось.
    я как-то внимательно следила за собой, немного отстранившись , и за собеседниками в разных ситуациях. и пришла к интересному выводу. в одном из наблюдений очень четко проощущалось,что человек не всегда, далеко не всегда копается в Вас. он копается в себе. причем,бесконечно. и все вокруг он тоже заодно пытается исправить.
    гармоничный ,счастливый человек не кидается сказать Вам гадость или уколоть. согласитесь. он скорее скажет комплимент Вашей новой стрижке или просто красиво уложенным волосам. отметит Ваше платье,которое так идет Вашим глазам и так далее.

    P.S. спасибо за эту тему. наконец, у меня паззл сложился. оч вовремя !
    хорошего Вам дня ! =)

    1. Татьяна, очень глубокое наблюдение. Спасибо за него) Рада, что поучаствовала в складывании паззла!

  6. Критика-критика… Давно меня не критиковали, хотя когда это было последний раз, то было не очень приятно потому как человек посторонний говорил жестко об очень личном и в то же время важном для меня вопросе… В тот момент я уже (спасибо судьбе!) была готова ее принять. Просто выслушала. Без оправданий и защиты. Это мнение этого человека и не обязательно его принимать. После встречи проанализировала и что-то приняла, что-то нет. Через месяц (!) уже получила от того же человека отзыв (-не хочу говорить критика) кардинально противоположный по тому же вопросу!

    В себе же критику в отношении других просто останавливаю. Меня не просят — так чего лезть?

  7. Я очень стараюсь адекватно реагировать на критику, так как зачастую на какие либо замечания хочется послать заказчика. Ты тратишь кучу времени и сил, а ему еще и не нравится,как это понимать.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *