Любить клиента. Как?

030Чтобы стать успешным копирайтером, мало уметь хорошо писать. Нужно еще и быть хорошим менеджером. Нужно уметь продать себя и свои услуги. Вы должны «на берегу» показать и доказать, что именно вы — тот самый специалист, что нужен заказчику. А потом еще и сохранить отношения, развить их в постоянное сотрудничество. А что лежит в основе любых долгосрочных отношений? Я считаю — любовь! )) О том, как любить клиента и получать полноценную отдачу — читайте в этой статье.

Одна моя знакомая работала копирайтером в крупном агентстве. Мы периодически обсуждали с ней различия в технологии работы, плюсы и минусы. Очевидно, что я, как фрилансер, сама провожу переговоры с клиентами, беру ТЗ, пишу, согласовываю и т.д. В агентстве же все по другому. Там непосредственным производством текста может заниматься человек, даже не знакомый с клиентом. Я считаю, это не есть правильно, ибо, чтобы классно написать, заказчика нужно почувствовать, увидеть.  Ну да что поделаешь, чем крупнее компания, тем больше формализма. Однако начальство моей знакомой объясняло такое разделение гораздо круче: «Клиенты — …. (нехорошие люди, редиски), и тебе лучше от них держаться подальше». Занавес.

Как можно делать дело для людей, которых ты считаешь, мягко скажем, плохими?
Как можно хорошо написать статью, если ты на клиента и взглянуть-то боишься?
Да НИКАК. 

Если ты не любишь тех, для кого выкладываешься в творческом труде, если ты не хочешь иметь с ними никаких точек соприкосновения, то ты рано или поздно будешь исключен из рынка.
Если у вас есть обратные примеры — поделитесь. Удивите меня))

business-meeting-1238188_960_720

Любовь к клиентам — не абстрактное высокое чувство, которое возникает само по себе, как влюбленность в юности. Это совершенно осязаемая вещь, которую вы можете в себе вырастить и культивировать, если хотите стать успешным копирайтером. Но для начала — осознать необходимость.

Любви, как водится, сильно мешает страх.

Чтобы перестать бояться — не думайте о заказчике, как о заказчике. Это же просто Мария Ивановна или Наталья или Сергей Петрович. Человек! Живой! У него есть какие-то мысли, чувства, настроения. Он о чем-то тревожится, и чему-то радуется… Посмотрите на него, как на самого обычного человека, и расслабьтесь. Да, он знает что-то, что не знаете вы. Умеет что-то, что не умеете вы. Зато вы можете написать статью, на что он не способны в принципе. Именно поэтому вас и привлекают на проект, именно за это вам и платят. Равноценный обмен вашего времени и способностей на деньги. Места для страха тут нет.

Проявляйте свой интерес.

Расспрашивайте о бизнесе, о предпочтениях в рекламе и продвижении, о том, как идут дела, и каких целей клиент хочет добиться благодаря вашим текстам. Не нужно ничего выдумывать и вымучивать из головы, просто, когда идете по списку вопросов для техзадания, вникайте в каждый пункт и добивайтесь своего полного понимания ситуации. Это поможет и в написании текста, и укрепит благосклонность заказчика. Он будет видеть вашу заинтересованность, и ему это будет приятно. Разумеется, следите за реакцией. Если ваши расспросы воспринимаются прохладно — значит вы встретили человека сдержанного, с которым нужно действовать не столь энергично. Просто сбавьте темп — нарастите доверие позже.

Уважайте клиента.

111202001632

Он вас нанял — и теперь вы должны быть на его стороне. Это означает, что вы должны оправдывать его доверие действием. Не позволяйте себе уничижительных высказываний, сочинения прозвищ или сплетен о клиенте. Не рассказывайте другим людям ничего, что могло бы хоть как-то сойти за компромат или коммерческую тайну. Не позволяйте себе даже думать плохо. Если клиент вас напрягает, категорически вам не нравится, и вы просто не можете удержаться, то… постарайтесь удержаться. Просто включите в себе профессионала, параллельно раздумывая о том, что же такого в этом человеке,что вы так повелись? Скорее всего, дело в каких-то ваших персональных комплексах или проекциях. Ну, а если вас напрягает и бесит каждый клиент — то вы или филантроп и социопат, и эта работа не для вас, или вам пора в отпуск.

Проявляйте заботу о клиенте.

falecomele_2

Как личную (МарьИванна, как у вас дела?), так и профессиональную (вам нужен дизайнер? У меня есть знакомый, хотите, дам телефон?). Не бойтесь делиться своими знаниями на благо заказчика. Это вам воздаться! Я всегда давала своим заказчикам больше, чем просто текст. Консультацию по остальным статьям на сайте, рекомендации по продвижению, советы по оформлению буклетов. Что знаю — тем и делюсь. И это совсем не означает, что я себя «разбазариваю». Во-первых, я своей заботой привязываю к себе заказчика. Во-вторых, когда он проникается моими идеями, к кому, как вы думаете, он пойдет за их реализацией? Правильно, ко мне. Я буду делать новые презентации, и я буду писать новые статьи. Бывают исключения, конечно. Как-то меня вызывали на совещание с тремя директорами крупной строительной компании только ради того, чтобы выслушать мое экспертное мнение относительно нового каталога. В такой ситуации запрос на оплату консультации был вполне уместен, ибо это было отдельное событие, вне проекта, которое требовало поддержки статуса.

Старайтесь сделать все наилучшим образом.

Забудьте о халтуре и слова «и так сойдет». Отправляйте текст только тогда, когда вы будете абсолютно уверены в том, что это максимум — на который вы способны. Когда вы точно знаете, что задействовали все источники, что осветили все аспекты и несколько раз проверили орфографию и пунктуацию. Ошибки видят даже мало-понимающие в текстах люди. Впрочем, если у вас уже сформировались хорошие отношения, шансов, что вам простят огрехи — значительно больше. Это, к слову, еще один аргумент за то, чтобы эти самые отношения культивировать. Также полностью выкладывайтесь на внесении правок по просьбе клиента. И уж конечно не принимайте эти самые правки «с открытым забралом», без враждебности, без обиды…

Ну и вообще, будьте собой.

woman-690036_960_720

Общайтесь открыто, говорите то, что думаете. Не стройте из себя мега-супер-важного специалиста, который цедит сквозь зубы сакральные истины, но и не забивайтесь в угол как сирота казанская, которую из милости приютили добрые люди, и которая боится эту милость потерять. И чем человечнее и смелее вы идете в отношения с заказчиком, тем выше ваши шансы стать успешным копирайтером!

А вы любите своих клиентов? Какие у вас есть способы и рецепты эту любовь показать? Пишите здесь в комментариях!


 

Ваше имя Email

Вам может быть интересно:

1 комментарий

  1. Забавная ошибка в главе «Уважайте клиента»: вместо «филантроп» автор, скорее всего, имел в виду «мизантроп», потому что как раз филантропы любят все человечество и искренне стараются ему помочь! 😛

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *