
В классической журналистике большое внимание отводится интервью, как жанру. В копирайтинге же эта форма встречается, пожалуй, только в виде отзывов. Тогда как на самом деле, статья в формате интервью была и остается одним из лучших способов рассказать о компании или услугах, сохранив при этом человеческое лицо. В этой статье я расскажу, как провести и написать интервью
Текст может быть полностью состоять из вопросов и ответов, может — фрагментарно. В журналах используют факты о респонденте, оформляя их особым образом — врезками. Можно добавлять таким образом любую информацию, которая не поместилась в интервью, или, например, выбивается из общего контекста. И конечно, вы можете это делать и для интернета.
Если вы еще не проводили интервью, и оно вас пугает своей сложностью — то эта статья поможет вам прояснить весь предстоящий фронт работ.
1. Организация проведения интервью.
- Если это возможно — встречайтесь лично. Не обязательно ехать на промбазу за 10 километров от города, чтобы увидеть там дорогого заказчика. Договоритесь о встрече в кафе, главное, убедитесь, что там нет громкой музыки и персонал не будет излишне навязчив. Плюс место для парковки. Негоже, если ваш клиент будет кружить по центру в поисках, куда приткнуть машину. И еще хуже, если это случится с вами — и вы из-за этого опоздаете на встречу. Так что выбирайте место, где есть свободные парковочные места.
- Созвон по скайпу. Тут все ясно — назначили время, сели у монитора. Главное, нейтрализовать детей, собак и любопытных бабушек.
- По телефону. Тут один технический момент — организовать запись разговора будет сложнее. Если телефон поддерживает запись разговора (и вы умеете этой функцией пользоваться) то все в порядке. Если нет, то тогда вам придется быстро-быстро делать записи в блокноте.
2. Запись разговора.
- При личной встрече это диктофон или таковая функция в телефоне.
- В скайпе — программа записи голоса. Я использую Audacity, мне нравится, что в ней есть функции очистки записи от шумов, можно всячески обрезать голос, экспортировать в МП3
- Что касается пометок в блокноте. Иногда этот способ себя даже оправдывает — особенно, если вы на основе информации от клиента будете делать обзорный или исследовательский материал. Но вот для непосредственного интервью — вряд ли. Ведь самая фишка в этом формате — излагать мысли и слова респондента. Вряд ли вы успеете дословно записывать за респондентом)
3. Расшифровка записи.
- Я никогда не расшифровываю запись сама. Ну потому что это реально получается перебор: говорить, потом еще слушать, записывать и снова потом еще писать. Я отдаю файлы на транскрибацию фрилансерам на биржу Воркзилла. Стоимость — от 100 рублей. А экономия времени и сил — огромная. Но есть и те, кто спокойно работает с записью сам. Честь им и хвала)
4. Написание собственно текста
- Для начала пройдитесь суровой метлой по основному массиву. Удалите повторы, явно левые куски с отвлеченными разговорами, то, что не относится к теме или просто скучное.
- Выделите ключевые мысли- ответы на вопросы, которые вам важно осветить в тексте
- Поищите похожие ответы по всему тексту. Очень часто бывает так, что на прямой вопрос человек отвечает совершенно в другое время и в другом месте. Но вам никто не мешает взять этот ответ и подставить его к своему вопросу)
- Меняйте местами вопросы- так, чтобы у текста была логика. Такая, чтобы вас удовлетворяла.
- Форматируйте текст. Вопросы — одним шрифтом, ответы — другим.
- Очень аккуратно сокращайте и перефразируйте слова клиента. Лучше полностью убрать предложение, чем обрезать его или переиначить. Некоторые люди весьма болезненно относятся к своей речи, и видят большое значение в том, чтобы она сохранялась в первоначальном виде.
5. Согласование
- Если вы брали интервью, скажем, у специалиста компании, врача или косметолога, мастера-технолога или монтажника, а деньги вам платит директор, то согласование может проходить в 2 этапа. Первый — это согласование с самим респондентом. Второе — с заказчиком, тем кто платит деньги. Да, иногда вам это не предлагается сделать. Но я рекомендую проявить активность и инициативу — и предложить такой вариант. Дело в том, что эти люди смотрят на текст с разных сторон. Для специалиста будет важна терминология, достоверность информации и прочее. Для директора — рекламный характер, коммерческий ракурс, охват тем, ну и та же достоверность.
- Не удаляйте запись разговора до согласования! Если начнутся проблемы, типа «я этого не говорил» — вы сможете предъявить факты.
- Проясните момент с авторством. Поскольку текст написан вами на заказ, и авторские права на него вы передаете клиенту, он имеет право ставить любую фамилию в качестве автора текста. Не стоит упираться в то, чтобы это была именно ваша фамилия. Настанет тот светлый день, когда интервью будут брать у вас, тогда и повыеживаетесь)) А пока просто скажите, что фамилия нужна — иначе интервью выглядит как разговор с самим собою.
Все достаточно просто, согласитесь?
Я люблю интервью не за то, что это самый простой способ изложить информацию. Тут ведь обработка техническая — знай сокращай ювелирно, да запятые расставляй правильно. Я люблю интервью за возможность познакомиться с человеком, специалистом в своей области, заглянуть в чужой, совершенно неведомый мне мир. Это очень интересно, и всегда дает новые впечатления, повод для раздумий, ну и полезные знакомства! Теперь вы знаете, как написать интервью, и я надеюсь, что вы сможете использовать информацию во благо себе и своим клиентам.
На фото — я с Владимиром Кузюткиным, главным тренером женской сборной по волейболу, который в 2010 привел команду к победе на Чемпионате Мира в Японии. Ссылка на интервью. Потрясающей энергетики мужчина, общение с которым доставило мне огромное удовольствие.